«Йошкар-Ола - где я вырос и возмужал, где прожил половину своей жизни...»

С момента приезда в Йошкар-Олу в 1936 году Константин Романович Гейст начал изучать историю, язык и музыкальный фольклор народа мари.

Позднее в своем автобиографическом очерке за 1981 год он писал о марийском фольклоре: «Характерная черта марийской национальной музыки - это ее пентатонический склад мелодии, богатая полиритмика... И их музыкальный фольклор отличается большим своеобразием... И в настоящее время более сорока лет я не прекращаю писать марийскую музыку.».1 Для начинающего композитора писать музыку народа мари оказалось необычайно сложно. Новым для Гейста был строй народных мелодий - пентатоника (пятизвучный бесполутоновый лад). Константин Романович сумел преодолеть все трудности и в его последующих произведениях преобладал самобытный марийский колорит.

Через год после приезда Гейста в г. Йошкар-Олу он обзавелся семьей и у него в 1939 году родился первенец Людвиг, который в зрелом возрасте вспоминал: «Семейная жизнь отца благополучно текла до 1953 года. После смерти тещи, И.К. Казаковой (1952), которую отец очень ценил и уважал, и которая как бы охраняла семью, начался горестный период жизни.

Семья росла. Жена и шестеро детей. Приходилось много работать, чтобы зарабатывать деньги».2 На 1956 год семейное положение Константина Романовича было следующее: «жена Вера Васильевна 1918 г.р., сыновья - Людвиг 1939 г.р., Александр 1942 г.р., Игорь 1947 г.р., дочери - Эльвира 1941 г.р., Ирина 1945 г.р., Наталья 1955 г.р. Гейсты проживали в г. Йошкар-Оле по улице Волкова, д. 84а, кв. 3».3



Чтобы материально содержать большую семью, Константину Романовичу приходилось много работать. Он был заведующим музыкальной частью, дирижером Марийского государственного театра, пианистом-концертмейстером на радио и в Марийской государственной филармонии. Гейст был преподавателем по классу фортепиано в музыкальном училище имени И.С. Палантая и в детской музыкальной школе имени П.И. Чайковского.

Он был опытным педагогом, воспитал замечательных и известных музыковедов, дирижеров, пианистов, композиторов: «Это Махновец М., Ярускина О., Ефремова Г., Ефремов А., Малышкова М., Швалева З., Патрушев С., Луппов А., Артищева Р., Кузьмина Г., Осипова Р., Казакова Р., Инга Эверт (ДМШ), Шер Л. (Многие работают в Йошкар-Оле). По общ[ему] ф[ортепиа]но (и частично по баяну) Шадрин М., Тайгильдин Л., Павлов А., Вершинин Р., Таныгин Г. и многие другие».4



Много сил и энергии К.Р. Гейст отдавал педагогической деятельности. После войны в г. Йошкар-Оле вновь открылось музыкальное училище, которое по праву считалось центром музыкальной культуры республики. Методика преподавания Константина Романовича отличалась от методик его коллег. Он не всегда придерживался рамок учебной программы. Педагог исходил из того, насколько способен ученик. Спустя годы ученики Гейста с благодарностью вспоминали своего наставника. Из воспоминаний музыковеда Р.В. Артищевой, заслуженного работника культуры Республики Марий Эл и Российской Федерации: «Константин Романович нам представился сам, добавив, что он очень строгий учитель… Да, он был строгим и требовательным и к себе, и к ученикам, но в то же время доброжелательным и очень деликатным. На уроках всегда много играл, привлекал своей исполнительской манерой. Заряжал нас и вызывал желание играть как можно лучше. В таком настрое я проучилась у Константина Романовича пять лет, а затем прошла у него курс обучения в училище как пианистка».5

Показательным примером методики работы К.Р. Гейста было воспитание пианиста и композитора Анатолия Борисовича Луппова, который за пять лет прошел курс детской музыкальной школы и музыкального училища. В автобиографических заметках А.Б. Луппов вспоминал о педагоге-наставнике: «Наверное, каждый в своей жизни встречал человека, который определял всю дальнейшую жизнь и судьбу. В моей жизни таким человеком стал Константин Романович Гейст, которому я обязан буквально всем. Главное, что он ввел меня в мир музыки, которая стала частью всей моей жизни. Это был преданнейший музыке человек, композитор, пианист…».6

С момента приезда в г. Йошкар-Олу осенью 1936 года Константину Романовичу Гейсту предложили должность заведующего музыкальной частью Марийского государственного театра. Его деятельность в театре была многогранной: пианист, дирижер, композитор. В то время театр представлял зрителю премьеру Сергея Николаевича Николаева «Салика». Для музыкальной комедии «Салика» Константин Романович переложил марийские напевы в совершенно новой форме для небольшого инструментального оркестра, также написал музыкальное сопровождение к пьесе Сергея Григорьевича Чавайна «Марийская рота». Талантливый композитор активно принимал участие в музыкальном оформлении пьес русской и зарубежной классики: «Лес», «Доходное место» Александра Островского, «Двенадцатая ночь» Уильяма Шекспира, «Мещанин во дворянстве» Жана-Батиста Мольера и другие.



22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война. С началом войны в Марийской государственной филармонии произошли значительные изменения. Деятельность симфонического и духового оркестров была прекращена, состав ансамбля песни и пляски был сокращен с 44 до 27 исполнителей. Музыкальное училище имени И.С. Палантая тоже было временно закрыто. В связи с этим педагогическая деятельность Гейста прервалась, но он продолжал работать концертмейстером в Марийской государственной филармонии.

В начале 1942 года руководство Марийской республики обратилось в управление Комитета по делам искусств при СНК СССР о направлении артистов Марийской государственной филармонии с концертными выступлениями на фронт. Вскоре была сформирована небольшая группа, возглавляемая известным гусляром П.С. Тойдемаром.

В феврале 1943 года республиканская газета «Марийская правда» сообщала, что «концертно-эстрадная бригада Маргосфилармонии в составе 10 человек выехала на фронт в подшефные воинские части, где даст ряд концертов. В составе бригады: Константин Сибиряк (юмор, сатира), Павел Тойдемар (гусли, свирель), сестры Кряжевы (русские народные песни и пляски), Вера Смирнова и Рита Мыльникова (марийские народные песни и песни советских композиторов), Макс Веденькин, Ольга Кудрявцева и Елена Данилова (национальные пляски народов СССР), К. Гейст (баян, аккордеон)».7 В июле 1943 года вновь писала республиканская пресса: «фронтовая бригада артистов Маргосфилармонии вторично выехала на фронт с концертной программой». 8


Константин Романович не только владел искусством игры на фортепиано и скрипке, но за два месяца в экстремальных условиях войны освоил баян и аккордеон для того, чтобы аккомпанировать участникам фронтовой концертной бригады. Находясь на фронте, он продолжал сочинять музыку. Им была написана музыка на слова поэта М. Чойна «Вараксим-влак» («Ласточки»), «Если я не вернусь», «Вучем таҥем» («Жду любимого»), А. Софронова «О шинели». Эти произведения блистательно исполняла Вера Евгеньевна Смирнова, участница фронтовой концертной бригады.






Марийские артисты, не жалея себя, давали в сутки по четыре-пять концертов в воинских частях, порой расположенных друг от друга за несколько километров. За полтора года пребывания на передовой ими было дано свыше 1000 концертов для полумиллиона бойцов и офицеров Красной Армии. После каждого концерта зритель выражал благодарность за выступление артистам Марийской республики. Они говорили: «Вашими подлинно-народными песнями и танцами вы нас заставили вспомнить наше родное село, веселый хоровод и наших милых девушек, нашу свободную жизнь и родной колхоз. Ваши гусли, свирели нас невольно заставили вспомнить наших отцов, жен, матерей, братьев, сестер, которые тоже играют у себя в деревне, вспоминая о нас, они ждут возвращения и скорейшей победы».9



За 1943-1945 годы фронтовая концертная бригада Маргосфилармонии, проехав от Белого до Черного моря, побывала на пяти фронтах: Карельском, Центральном, Западном, Брянском и последняя пятимесячная поездка по 3-ему Украинскому фронту. Небольшой группе марийских артистов, гастролировавшей с фронта на фронт, из части в часть, приходилось выступать на импровизированных подмостках, в блиндажах, под открытым небом и почти на линии огня.

В 1944 году за выдающиеся заслуги в обслуживании фронта Константин Романович Гейст был награжден Почетной грамотой Президиума Верховного Совета Марийской АССР.





Для Константина Романовича Гейста 1945 год был радостным вдвойне: победа над фашистской Германией и вступление в члены Союза композиторов СССР.


В военные годы и мирное послевоенное время Константин Романович Гейст был полон стремлений творить и создавать новые произведения. В 1941 году он написал первую Марийскую рапсодию для фортепиано, 1944 году - «Элегия» для женского голоса с фортепиано на слова Николая Михайловича Арбана. В 1947 году Гейст создал одночастную хоровую кантату на текст В. Чалая «Я полноправный избиратель» для женского хора и фортепиано. Впервые она была исполнена Республиканским хором Марийского радиовещания под управлением Нифонта Афанасьевича Сидушкина. На протяжении многих лет эти произведения транслировало марийское радио.



В 1951 году к 30-летию Марийской республики впервые прозвучала вторая кантата «Марий Эл» («Марийский край») на слова Г.М. Матюковского для двух солистов, хора и симфонического оркестра. Она была исполнена народной артисткой Марийской АССР В.Е. Смирновой и солистом марийского радио А.И. Шабдаровым в сопровождении хора и симфонического оркестра под руководством незаурядного дирижера Н.А. Сидушкина.

Творческая фантазия Константина Романовича Гейста была неисчерпаема. Выбор инструментов был неограничен, но фортепиано было всегда на первом плане, затем следовал баян, духовые инструменты (флейта, гобой, кларнет, фагот, труба, валторна, тромбон) и струнные (скрипка, виолончель, домра, балалайка). В музыкальных сочинениях Гейста преобладали разнообразные жанры в малых и крупных формах. Только для фортепиано им были написаны прелюдии, вариации, этюды, марши, вальсы, мазурки, детские пьесы, а в крупных формах - сонаты, сюиты, рапсодии и кантаты. В 1954 году для симфонического оркестра К.Р. Гейст создал попурри на темы Н.М. Арбана «Марийская фантазия»; 1956 году - марийская сюита «Летом» для флейты с фортепиано; 1957 году - лирические пьесы для гобоя, вариации для флейты с фортепиано, две пьесы на марийские темы для кларнета с фортепиано; 1960 году - для симфонического оркестра «Торжественный марш» на темы Н.М. Арбана; 1962 году - фантазия для балалайки с фортепиано; 1964 год - две пьесы и романс для валторны с фортепиано.

Кроме того, в своем музыкальном творчестве Константин Романович Гейст обращался к поэзии С. Вишневского, Н. Казакова, М. Майна, А. Бика, И. Осмина, Г. Матюковского, создавая песни и романсы на слова марийских поэтов. В личном фонде композитора, пианиста, концертмейстера, педагога, заслуженного деятеля искусств Марийской АССР Гейста хранится машинописный перечень произведений за период с 1928 года по 1984 год, составленный автором в январе 1983 года.

В декабре 1956 года за заслуги в развитии марийской музыкальной культуры К.Р. Гейсту было присвоено почетное звание «Заслуженный деятель искусств Марийской АССР».


Композитор внес значительный вклад в пропаганду марийского музыкального искусства, публиковал на страницах республиканских газет «Марийская правда», «Марий коммуна» свои произведения, знакомил читателей с музыкальными жанрами, писал рецензии. В 1957 году Государственное музыкальное издательство выпустило издание «Музыкальная культура автономных республик РСФСР», в котором была представлена большая обзорная статья К.Р. Гейста «Музыкальная культура Марийской АССР». В 1958 году Московский музгиз выпустил сборник «Марийские народные песни» под авторством К.Р. Гейста в обработке для голоса с фортепиано.



Произведения Гейста неоднократно исполнялись на пленумах Союза композиторов Марийской АССР. В ноябре 1965 года проходил 25-й юбилейный пленум Союза композиторов Марийской республики, который был открыт большим концертом марийской музыки в зале Маргосфилармонии. В работе пленума приняли участие композитор, пианист, народный артист СССР Д.Д. Шостакович, заслуженный деятель искусств Марийской АССР А.Я. Эшпай, композиторы Татарии и Чувашии. На пленуме отмечалась «успешная работа А. Искандарова, Н. Сидушкина, К. Гейста, Л. Сахарова»,10 - писала пресса в ноябре 1965 года.



В сентябре 1964 года по семейным обстоятельствам Гейст вынужден был уехать из г. Йошкар-Олы в г. Читу. Несмотря на то, что Константин Романович находился далеко от Марийского края, он сохранял добрые творческие и личностные отношения с Л.Н. Сахаровым. На расстоянии посредством писем они сообщали о своих музыкальных событиях. Так, например, за три дня до февральского юбилейного вечера 1977 года Лев Николаевич позаботился и направил Константину Романовичу афишу творческого вечера, на которой написал: «Лучшему другу всей моей музыкальной жизни Косте Гейсту… И Лев не остался пред Костей в долгу. А больше похвастать ничем не могу. Лев Сахаров. 18 февраля 1977 года».11

75-летие Лев Николаевич Сахаров отмечал в концертном зале Йошкар-Олинского музыкального училища имени И.С. Палантая, где состоялся его творческий вечер. Программа вечера предусматривала чествование юбиляра и исполнение лучших произведений композитора. Константин Романович Гейст, живя и работая уже в г. Новосибирске, не смог приехать к своему коллеге ввиду болезни второй супруги А.П. Волховской. Еще в своем письме в 1972 году он сообщал Льву Николаевичу: «Приходилось 2 раза в день, а теперь один ходить в больницу. Ясно, что я никуда не ходил, ни в союз, ни в учреждения. Хотя мне Антонина Павловна говорит все время, чтобы я отдохнул и не рвался на работу. Вот я … и обретаюсь в одиночестве и занимаюсь творчеством».12 В начале августа 1977 года Антонины Павловны не стало.

В связи со смертью супруги здоровье Константина Романовича пошатнулось, некоторое время он находился на излечении после перенесенного инфаркта. Выйдя из клиники, Гейст пребывал в подавленном состоянии.

Обо всем этом он писал Льву Николаевичу Сахарову: «Когда остался один, а это вот уже скоро полгода, нехорошее состояние, как будто я лишний и никому не нужен. Действительно, город большой [Новосибирск]. Это тебе ни Чита, ни Йошкар-Ола (хотя последний тоже вырос здорово)».13

После тяжелой болезни, погостив некоторое время у старшего сына Людвига в п. Бавлы Татарской АССР, Константин Романович уехал в г. Москву, где проживала его сестра Евгения Романовна. В столице Гейст остановился у давней знакомой Клавдии Игнатьевны Ивановой, о чем он сообщал своему другу Л.Н. Сахарову: «Отношения у нас самые сердечные, прекрасные. Получилось же так, что я схоронил двух жен (но не путай меня с «синей бородой»), а Клава схоронила и мужа, и мать. Она осталась также совершенно одинокой. Теперь волею судьбы мы вместе».14


______________________________

1 Государственный архив Республики Марий Эл (далее ГА РМЭ), Р-1117, оп. 1, д. 188, л. 3.

2 Артищева Р.В. Константин Романович Гейст. Очерк жизни и творчества. – Йошкар-Ола, 2001. – С. 21.

3 ГА РМЭ, Р-471, оп. 7, д. 57, л. 53об.

4 Письмо К.Р. Гейста Л.Н. Сахарову. 1976 год. Из фонда музея истории музыкального училища Факультета академической музыки Марийского республиканского колледжа культуры и искусств имени И.С. Палантая.

5 Артищева Р.В. Константин Романович Гейст. Очерк жизни и творчества. – Йошкар-Ола, 2001. – С. 15.

6 Там же. С. 41.

7 Марийская правда. – 1943. – 11 февраля. Из фонда Научно-справочной библиотеки Государственного архива Республики Марий Эл (далее – НСБ ГА РМЭ).

8 Марийская правда. – 1943. – 17 июля. Из фонда НСБ ГА РМЭ.

9 ГА РМЭ, П-1, оп. 1, д. 465, л. 259.

10 Марийская правда. – 1965. – 10 ноября. Из фонда НСБ ГА РМЭ.

11 ГА РМЭ, Р-1117, оп. 1, д. 183, л. 1.

12 Письмо К.Р. Гейста Л.Н. Сахарову. 1972 год. Из фонда музея истории музыкального училища Факультета академической музыки Марийского республиканского колледжа культуры и искусств имени И.С. Палантая.

13 Письмо К.Р. Гейста Л.Н. Сахарову. 26 января 1978 года. Из фонда музея истории музыкального училища Факультета академической музыки Марийского республиканского колледжа культуры и искусств имени И.С. Палантая.

14 Письмо К.Р. Гейста Л.Н. Сахарову. 30 января 1979 года. Из фонда музея истории музыкального училища Факультета академической музыки Марийского республиканского колледжа культуры и искусств имени И.С. Палантая.

^Наверх